Рецензии

Хорошие, плохие, злые... По мере поступления...

Живые, хотя и запрограммированные барабаны, любовь к аналоговым электроорганам и электропиано, наконец, обилие семплов с французской речью - все это подозрительно напоминает ранний Air и вообще французскую электронику. Сделано все столь ювелирно, что даже и не сразу догадаешься - перед нами не новый релиз модного французского электронщика, а второй альбом г-на Кривицкого "Cafe -Automat". На своем втором альбоме Krivitsky превзошел самого себя. Он не только грамотно очертил границы стиля, но и создал в этих границах весьма достойную музыку. "Cafe -Automat" - один из немногих русских электронных альбомов, поставив который в CD - плейер, вы не сразу ощутите его русское происхождение. Что само по себе уже немало...
Журнал "Play" 4 апреля 2002г.

Вторым альбомом Яков Кривицкий утвердил себя как мастер коротких музыкальных фраз, с помощью которых он играет свой "лоу-фай джаз". Профессиональная работа. Грамотные инженерные решения, хороший маркетинг, удачное время для "открытия". И пожалуйста - "Cafe - Automat" работает без сбоев. Будет ли Кривицкий заниматься более сложными проектами или доводить до совершенства простые, но нужные конструкции, - посмотрим. Но уже сейчас у его "кафе" выстраивается очередь за булочками с кофе. Отличные булочки, превосходный кофе.
Журнал "Птюч" 5/2002

Электронный KRIVITSKY: чай? кофе? потанцуем?
Второй альбом ижевского электронного проекта KRIVITSKY "Cafe-Automat" вышел на днях на московском лейбле Exotica Lights.
В основе творчества Кривицкого лежит увлечение киномузыкой 60-х годов, лаунж-кором и easy listening, а сам Яков называет это "музыкой к несуществующим фильмам". В мае 2000 года лейблом Exotica Lights был издан дебютный альбом Кривицкого "Голова без всадника". Главное отличие второго альбома "Cafe-Automat", по мнению автора, в том, что в "Голову..." вошли записи, более или менее подходящие под определение ло-фай джаз, в то время как "Кафе..." - это уже ло-фай эстрада (временами даже касио-кор).
Нейтральная ненавязчивая инструменталочка с весьма редкими вкраплениями голоса а-ля "Нож для фрау Мюллер" (зачем он вообще, голос?). Музыка легко впишется в титры многих телепрограмм и непримитивных кинофильмов. Назвать ее умиротворенной нельзя, она наполнена смыслом, содержимым. Эти звуки не лишены слабого раствора психоделики и рвутся наружу. Неравнодушное достойное спокойствие.
Интересно, что Яков Кривицкий использует для создания своих композиций советские синтезаторы, считая, что они генерируют более "живой" звук, чем современная "навороченная" цифровая техника. Кафе-автомат - ненавязчивый агрегат для быстрого питания. Примерно такой же представляется и функция музыки Кривицкого. С другой стороны, автор утверждает, что его музыка - лучшее сопровождение к порнографии и групповому сексу. Наверное, это высказывание не лишено пиара, но и доля правды в нем, безусловно, есть.
Источник: MNews

KRIVITSKY “CAFE-AUTOMAT”
ИСКУССТВО РАСКРАШИВАТЬ ОБОИ
Диски сразу двух ижевских музыкантов были представлены на прошлой неделе лейблом «Экзотика». Один из них «Cafe-automat» коллектива или человека под названием Krivitsky. Двенадцать оригинальных треков и один ремикс от Бурундук Квартет. Очень милая, модная, хорошо сделанная обойная музыка. Не напрягает, не раздражает, не мобилизует, не концентрирует на звуковом потоке. Музыка для отдыха или для рабочего фона. Слушать можно почти бесконечно. Особенно здорово, я думаю, гуляя по городу с плеером или едучи куда-нибудь далеко на машине. Одно из достоинств этого альбома то, что композиции не напоминают одна другую. Все разные, в каждой есть своя изюминка. Не создается впечатления, как это очень часто бывает с подобной музыкой, что слушаешь уже на протяжении сорока минут одну длинную песню. На диске есть все для удовлетворения самых взыскательных вкусов любителей e.l. Сэмплы из старых фильмов, звуки древних синтезаторов, и, главное, музыка, напоминающая саундтреки из голливудских малобюджеток шестидесятых годов. В меру осовремененные, в меру «закрученные». Нет, пожалуй, только одного. Новизны и свежести. Но и это не недостаток, поелику, как мне кажется, к этому не стремились. В общем, очень приятный диск. Рекомендую. Хорошо, когда в твоем доме есть подобная музыка. Всегда будет возможность сделать привал. Напоследок малюсенькая ложка дегтя. Лично мне на Cafe-automat больше всего понравилась работа Бурундук Квартет.
Источник: KM.ru

Второй альбом Кривицкого, пожалуй, интереснее первого: музыка явно юморнее, наглее. В какой уже раз отметим умение Кривицкого создавать собственный яркий ритм, вполне авторский и при этом соответствующий канонам. Для музыканта-электронщика из "неритмичной" страны - способность редкая и принципиально важная. В области собственно музыкальной, к сожалению, Кривицкий вновь демонстрирует зажатость и робкое следование избитым штампам. На этот раз в роли такового выступает известный короткий джазовый/ритм-энд-блюзовый пассаж, на разные лады исполняемый в большинстве треков и во всех случаях грубо отквантованный секвенсером, чем его потенциальная "драйвовость" истребляется на корню. более развитые и вроде бы вполне пристойные мелодические темы Кривицкий зачем-то обыгрывает короткими, из двух трех нот состоящими обрывками арпеджио в грубом, архаичном техно стиле. Еще один серьезный недостаток - неумение создавать органичную звуковую палитру трека, многие тембры, используемый Кривицким, звучат вне общего контекста пьесы. Непонятно также появление позаимствованного у Messer Chups семпла голоса "инженера Гарина" (Евстигнеева).
Источник: Stereo-Video 6/2002

Кривицкий писал "кафе" практически одновременно со своим дебютным диском "Голова без всадника", а точнее – последние три года. И главное отличие того, что собрано в "голове" от "автомата", по признанию автора – в принадлежности первого к ло-фай джазу, а второго к ло-фай эстраде. Наводненные франкоговорящими голосами, эти композиции трудно, тем не менее, назвать даже внебрачными детьми эстрадной традиции. Не смотря на явную близость к легкому и, по видимому, – более коммерческому образу музыкальной мысли, джазовое мышление никуда не девается. Напротив того – становится очевидным, а материал тяготеет не к "ножикам-чупсам", а скорее к De-Phazz. К в меру интеллигентной клубной культуре, то бишь, а не к экcтремальному веселью безбашенных тусовок, в порыве модности обзюзившихся пивом "К…". Головизна концептуальных подходов не дает Кривицкому расслабиться до неприличия, что легко позволяет себе, скажем, тот же Гитаркин. У Кривицкого даже девушки смеются не развязно, а полузадушенно и напряженно. Как результат – эти сложносочиненные лжеэстрадные композиции числом чертова дюжина. И чего в них больше – кафешантана или автоматных очередей – черт поймет. И хорошо это.

Источник: ozon.ru

Конгратьюлэйшнз, месье Krivitsky
Брижит Бардо неожиданно для себя обнаружилась в Ижевске. На диске одного из тамошних музыкантов. В России есть город Ижевск, и это не новость. В принципе для знатоков не новость и то, что помимо автомобилей марки "Иж" и автоматов Калашникова в Ижевске создают, пожалуй, лучшую в России электронную музыку. Музыкантов в этом городе много, и один из них называет себя на иностранный манер – Krivitsky . Вот это настоящая новость. Тут, конечно, напрашивается ассоциация с французом Черкинским (Cherkynsky), который сочиняет замечательные и красивые песни, а потом чудовищным образом исполняет их на концерте. Если бы Кривицкий, как его французский коллега, еще бы и пел, сходство было бы практически стопроцентным. А так – масса отличий.
Музыка у Кривицкого легкая, состоящая по большей части из бас-гитары. Бас-гитара играет в манере шпионских саундтреков 30-летней давности и всяких волнующих клавишных инструментов. Временами о чем-то своем тихо говорят женские голоса. О чем именно, не очень понятно, но догадаться можно. В выходных данных диска голоса приписываются Брижит Бардо (Brigitte Bardot) и неким girls from "Penthouse". В композиции "Garin against Garin" говорят уже не девушки, а артист Евгений Евстигнеев в роли одного из героев фильма "Гиперболоид инженера Гарина". Такой же любовью к репликам из теле- и кинопостановок отличается и небезызвестная команда "Нож для фрау Мюллер", только вот у Кривицкого совсем другое настроение. Его дуракаваляние – не просто техничное, а еще и с большим упором на стильное звучание, волнующее и тревожное.

Источник: газета «Коммерсант»

Яркое оформление обложки обещает такое же яркое содержание, но как часто нас обманывали! Как часто обертка бывает значительно лучше содержания! Здесь форма и содержание вполне гармонируют, и, если вдоволь налюбовавшись на кусочек той, «ихней» жизни, вы настроитесь на их музыку, то не ошибетесь. В отличие от большинства коллег-электронщиков господин Кривицкий сразу же делает ставку на экспорт. Множество живых инструментов даже после электронной обработки поражают своей уместностью, труба, тромбон, электропианино, обилие сэмплов с французской речью — все это смикшировано таким образом, что поверить в российское происхождение музыканта практически невозможно. Лишь к седьмому треку Garin against Garin, когда слышишь голос Е. Евстигнеева, понимаешь, что он здесь присутствует не случайно. Ну а уж в композиции Izhevsk — Cassiopei (call of robots) звучат фразы из хорошо известного советского фильма, повторять название которого, думаю, излишне. Пожалуй, лишь по этим двум композициям в Krivitskом слышен Кривицкий. А потом опять электроорган уносит нас туда, где голоса Билли Холидей, Бриджит Бардо и Дайны Вашингтон напомнят о существовании мира моды, коктейлей и прочего Fashio ТV-ного антуража, в качестве которого может выступать и Джеймс Бонд, и любой другой продвинутый деятель киномира. Заканчивается альбом ремиксом одной из композиций господина Кривицкого в исполнении не менее известного электронного коллектива — Вurunduk Quartet. И всего один вопрос возникает по прослушивании диска: почему в современной поп-музыке только электронщики способны выступать на равных с европейскими музыкантами?

Ретро с элементами диско, свингом, эклектичное воспоминание о том, что было модной электронной музыкой в советские годы. Под такую музыку тогда, если кто забыл, посуду не мыли, а берегли пластиночки для друзей и самопальных дискотек. Впрочем, «березками» дело не ограничивается, современную музыку ижевский музыкант Яков Кривицкий тоже играть умеет, но бережно обрамляет ею любимые цитаты. Музыкальный материал качественный, не поверхностный. Разнообразнейшие аналоговые синтезаторы, имитирующие флейты, гитары и что-то неведомое науке, голоса из советских фильмов, искусные медные духовые и изрядная порция свинга, «качающего» сильней, чем банальное давление сильных долей. Радует обилие сразу и надолго запоминающихся мелодий - признак отточенного мастерства композитора. Автору настолько нравится то, чем он занят, что создается обстановка ненавязчивости, легкости, необязательности происходящих событий. Недостает лишь более ярких эмоций, которые заставили бы чаще вынимать диск из коробочки.
'Домашний Компьютер' 2002 / №8

Любимая:
KRYVITSKY v "ГОЛОВА БЕЗ ВСАДНИКА"
"Экзотика". Релиз диска состоялся в мае.
Сие творение нужно воспринимать исключительно с пресс-материалами v в отрыве от них полной картинки не выходит, как ни крути. Внимательное следование пресс-релизу, авторским комментариям и РR-измышлениям помогает сориентироваться в пространстве и правильно оценить диск.
Во-первых, Яков Кривицкий v человек из Ижевска. Ижевск, как известно, столица настоящей русской электронной музыки, и туда даже Брайан Ино регулярно наведывается за идеями. Инкогнито, разумеется. Во-вторых, Кривицкий v подшефный лейбла "Экзотика", на котором, в отличие от попсовых "Легких", как раз таки издается настоящий русский лаунж (помимо прочей настоящей электроники). И даже жалкие остатки Pizzicato Five регулярно получают свежие релизы "Экзотики" по каталогам. Через подставных лиц, само собой. В-третьих, если вчитаться в тексты, прилагающиеся к диску (правда, только для журналистов), то понимаешь: Кривицкий v просто нереально умный и изобретательный чувак. Он все четко знает про то, что рок умер в 1971 году, а капитализму наступил полный шиндец через появление на сцене обфигаченного Игги Попа. Он прикольно использует всевозможные постмодернистские штучки в названиях композиций (типа "фрагмент к несуществующему фильму v продолжению родригесовского "Десперадо"). Он сэмплирует на свои нетленки старину Трики и Сальму Хайек. Он очень хорошо относится к самому себе v а по нынешним нигилистическим временам это достаточно ценная черта, можете поверить на слово.
Собственно, на изучении пресс-материалов знакомство с диском Якова Кривицкого можно завершить. Нет, даже нужно завершить. Зачем постигать горькую науку разочарования, поставив диск в CD-проигрыватель и заценив пару треков? Зачем недоумевать, кому в голову пришла идея так громко промоутировать столь посредственное творчество, многократно повторенное практически всеми, кто когда-либо подбирался к эйсид-джазу и простослушанингу? Зачем сидеть и подсчитывать на бумажке сэмплы, взятые с пиратских сборников, массово продающихся на компьютерных развалах? Нужно ли все это, когда жизнь хороша, на дворе лето и на Украину все еще пускают без загранпаспорта? Лучше воздержаться. Да-с. Тогда все будет очень хорошо.
Владимир Боровой

Самая любимая, от того же персонажа.

KRIVITSKY - "CAFE-AUTOMAT"
Exotica. Релиз диска состоялся в марте.
Несмотря на то, что в общем и целом лейбл "Экзотика" своими прошлыми и настоящими достижениями вызывает симпатию, комплиментарной рецензии на их новый релиз - на второй альбом Якова Кривицкого - никак не выходит. Потому что симпатия симпатией, а объективность - объективностью. Сказать, что со своего прошлого альбома г-н Кривицкий не сделал никаких шагов в своем музыкальном развитии - практически г-на Кривицкого похвалить. Если б кому-нибудь в голову пришла идея поставить его диски подряд, вряд ли хотя бы один из слушателей сумел, не глядя на информационный дисплей CD-проигрывателя, сказать, когда закончился один альбом и начался второй. То же самое касается треков, так сказать, внутри продукта: прослушивая (для рецензии, разумеется) диск из некоторого удаления, постоянно ловишь себя на том, что потерял счет композициям. Попытки внимательно изучать пресс-релизы, чтобы на основе заложенных там описаний разграничить бедно обставленный поток музыкального сознания г-на Кривицкого, ничего не дают: сэмплы Бриджит Бардо, одинаково убогие фортепьянные пассажи, случайные и беспомощные мелодические ходы кочуют друг за другом по всему альбому, и нет им конца и края. Комментарии к трекам полны отчаянной веселости человека, облажавшегося перед многотысячной аудиторией, но еще надеющегося сохранить лицо - запоминаются только периодические отсылки к эротическим ресурсам Вселенной. Пожалуй, только одна фраза из сопроводительного документа к диску - относительно того, что "кафе-автомат - дешевая закусочная" - дает какое-то представление об идеологическом заряде всего предложенного и, пожалуй, об истинных мотивах создания альбома. Так вот: ничего экстраординарного. Ничего даже мало-мальски выдающегося. Ничего своего, по большому счету. Все предельно автоматизировано, неинтересно, дешево. Пустое помещение, заставленное едва работающими автоматами, - вот и все, что можно найти в альбоме проекта Krivitsky. Никакой ценности ни для упертых любителей анемичного отечественного лаунжа, ни для ноосферы, будь она неладна. Возможно, Яков связан с "xЭкзотикой" каким-то договором относительно энного количества альбомов - тогда вся эта резиновость и пустота может быть истолкована. Если же нет - какое оправдание может быть: а) у явно графоманствующего персонажа, выдающего себя за музыканта; б) у хорошего лейбла, зачем-то издающего графоманствующего персонажа приличным тиражом? Было бы интересно услышать, честное слово.
Владимир Боровой, InterMedia

Ассоциация “Экзотика“ вот уже почти на протяжении 10 лет продолжает знакомить слушателей с наиболее интересными российскими работами в области различных жанров экспериментальной музыки. Перечисление артистов, вышедших на этом лейбле, могло бы занять внушительный список, в их числе ОЛЕ ЛУКОЙЕ, ВОЛГА, MOON FAR AWAY, FRUITS и многие другие. Альбом “Cafe-Automat“ ижевского композитора Якова Кривицкого - яркий образчик современной киномузыки и эстетики easy listening. Сравнение с неутомимыми Ножами, безусловно, многим могло бы пойти на пользу, но только не этому проекту. Ижевская электроника давно занимает свою особую нишу в российской экспериментальной музыке. Второй альбом Кривицкого, условно выдержанный в стилистике лаунж-кора и эксплуатирующий lo-fi-эстетику, сильно выделяется на фоне вялых попыток коллег “найти свое звучание“. Конечно, сэмплы из кинофильмов могли бы быть и оригинальней, но в целом, звучание и мелодическая составляющая проекта настолько интересны (почти во всех композициях использованы старые советские синтезаторы), что легко забываешь о некоторой вторичности подобных экзерсисов.
Опубликовано в журнале FUZZ, 2002, № 11

АНГЛОЯЗЫЧНОЕ название не должно вводить вас в заблуждение - Яков Кривицкий живет в Ижевске и пишет музыку насквозь российскую, можно даже сказать советскую. Ностальгию должно вызывать всё: цитаты из Дидье Маруани (группа Space - это была одна из первых электронных пластинок, выпущенных на "Мелодии"), многочисленные голоса из фильмов ("Москва Кассиопея", "Гиперболоид инженера Гарина"), положенные на мягкий электронный ритм. Большая часть мелодий сыграна на аналоговых синтезаторах, сделанных в те же времена. В результате получилась очень ровная пластинка, нигде не режущая слух; как ни странно, вполне актуальная по звучанию. Музыка предельно нетороплива: иногда кажется, что ее сочинили, а потом замедлили, нарочно, раза в полтора, - благо, техника позволяет. Можно слушать по дороге с работы домой, в обеденный перерыв и даже на шашлыках на лоне природы. Но идеально эта музыка подходит для старой дачи: игра в бадминтон, гамак, ужин на террасе- И не забудьте взять с собой ракетки.

Как-то раз двое умных людей объясняли мне, какой бывает музыка. Бывает, мол, музыка типа Музыка, бывает музыка типа поп-рок, а бывает музыка та, которая вообще (между нами говоря) не музыка. Не так уж важно, что подразумевалось тогда под последней - важнее то, что люди были (и есть) правда-таки очень неглупы, поэтому их точку зрения я как минимум принял к сведению. Вообще-то я бы не назвал себя ярым сторонником классификаций любого рода, но, слушая свежевыпущенную работу уроженца славного города Ижевска Якова Кривицкого, я вспомнил отчего-то именно тот разговор. Миру известна масса блестящих примеров, когда люди, которых принято именовать музыкантами, производят нечто близкое к культурному шоку, оперируя вовсе не музыкальными средствами. Есть же группа Autechre, один из альбомов которой был случайным образом сгенерирован компьютером. Есть такая странная штука, как минимал-техно – и скажите мне, как такое (в исполнении, например, наших недавних гостей из Pan Sonic) называть. Не буду апеллировать ни к Андрею Горохову, ни к расхожему тезису `Лучшая музыка – это тишина` - вспомню лучше о нашем герое, который, как говорилось выше, записал новый альбом. То есть, альбом-то не сильно новый – записан он был, во всяком случае, практически одновременно с альбомом дебютным . Потом Кривицкий, правда, чуть не выпустил `Cafe-Automat` при помощи Олега Нестерова, но теперь вот вернулся к родным пенатам. Причем такое у меня впечатление, что здесь – в родных, то бишь, пенатах – снова иметь дело с возвращенцем будто боялись. Последнее, конечно, шутка, но уж очень много `но` в анонсах и пресс-релизах: первый альбом был воспринят неоднозначно, второй, вообще-то, немногим от первого отличается, зато новая пластинка, по мнению автора, является лучшим саундтреком к порнографии и групповому сексу. Тут я, к сожалению, не эксперт, потому как ни тем, ни другим не увлекался. Сложно для меня отличить и lo-fi джаз от lo-fi эстрады (а именно так Кривицкий характеризует стилистику первого и второго своих CD соответственно). Знаю лишь, что британские музыкальные журналисты частенько обзывают этим самым lo-fi одну очень хорошую группу Grandaddy. Но разговор снова пошел зачем-то о музыке. Так вот. Альбом `Cafe-Automat` вполне себе неплох. Он недурно выстроен, технологически своевременен, довольно-таки (как и подобает саундтреку – неважно, к чему именно) кинематографичен или, если хотите, ассоциативен. Но это вряд ли – в моем понимании вопроса – музыка. В противном случае придется признать, что пакетики `Lipton` – это чай, а кофе в картонных стаканчиках `Nescafe` – это кофе. Виноваты во всем, как всегда, издатели – сами ведь методично сообщают, что музыка – это пища для ума. Абсолютно согласен. Так при чем тут картонные стаканчики?
Источник: Nepopsa.ru

"Голова без всадника".
Этот диск стал бы отличным саундтреком к новой серии про Фантомаса: конец 60-х, шпионские страсти, прекрасная незнакомка с "бабеттой" на голове, дело о таинственном исчезновении отрубленной головы гордого мотоциклиста - разумеется, осведомителя полиции и гениального физика.
"Ха-ха-ха" - зловеще смеется Фантомас и уносит истошно верещащую голову в таинственную лабораторию, где стоит пульт размером с хорошую ракетную установку. Фантомас помещает украденную голову в барокамеру и проводит опыт, в результате которого глаза у головы вспыхивают флюоресцентным огнем и начинают испускать смертоносные лазерные лучи.
Девушка с бабеттой на голове пробирается в барокамеру через канализацию и начинает сексуальным полушепотом уговаривать голову не испускать смертоносные лучи, или испускать их, по крайней мере, на Фантомаса. Однако голова, одержимая манией величия и преследования одновременно, открывает глаза и изумленно уставляется на героическую идиотку. Обугленный труп незнакомки с бабеттой распиливается на части и посылается в таком виде комиссару полиции. Общественность в ужасе, по Парижу (Ижевску) циркулируют слухи. Не теряет присутствия духа лишь молодой экспериментатор Кривицкий,- и лишь в самом конце диска мы узнаем, какую жестокую ошибку он совершил, ввязавшись в это темное дело...
Источник: zvuki.ru

"Голова без всадника"
Вот вам и ответ, зачем нужны всяческие сборники да компиляции. Искушенному меломану на самом деле не понять, чем его ломящуюся от изобилия полку с CD могут украсить всевозможные `Максидромы`, `Нашествия`, а то и вовсе какой-нибудь `The Best From The West`. Но то мэйнстрим, с которым все, вы принципе, давно понятно.
Электронная музыка отечественного производства к статусу мэйнстрима стремится долго, упорно и - в последнее время - семимильными шагами, но `не настал еще тот день`. Когда-нибудь, вероятно, настанет, а пока компиляции типа `Муссон`, `Tell Tschaikowsky The News` и `Времена года` - идеальный подарок ценителю взращенного в российских условиях электронного музыкального продукта. Ибо многообещающие (почти всегда) и долгожданные (уже довольно часто) сольные работы подопечных А.Борисова и О.Нестерова радуют нечасто. Дебютный диск Якова Кривицкого лично мной ожидался, можно сказать, с нетерпением. Хотя бы потому, что из Ижевска парень. Хотя бы потому, что на двух последних `Чайковских` был в числе лучших. Потому, наконец, что от любого дебюта в области музыки подобного толка (в отличие от уже упомянутого вконец перепродюсированного мэйнстрима) приятных сюрпризов ожидаешь априори. Результат ожидания оправдывает с трудом. Резюме звучит скучно, но продукт того заслуживает: вполне предсказуемый лаунж-кор с несколькими дополнительными характеристиками.
1. Хронометраж. Немногим более или немногим менее 40 минут.
2. Ближайшие сподвижники (они же - коллеги по цеху, они же - образец для подражания). `Бурундук Квартет`.
3. Приглашенные знаменитости (они же - сэмплы, особо отмеченные в пресс-релизе). Уильям Берроуз, Трики, Сальма Хайек.
Все здесь чисто, все здесь гладко - идиллия в обнимку с гармонией да сплошное небо с молоком. Диск просто исключителен как изящный (местами даже с претензиями на изысканность) бэкграунд - заниматься за его прослушиванием можно решительно любой полезной (равно как и бессмысленной) деятельностью. Не больше. В сравнении с пластинкой тех же `Бурундуков`, треков-фаворитов не то чтобы мало - их просто не предполагается: один плавно перетекает в другой, и привлечь могут названия композиций (`Данкин Донатс`, `Ижевск-noir` или, к примеру, титульный номер), но никак не они сами. Тут все дело в целях и амбициях. Если на покорение эверестов Кривицкий не размахивается - ok. Если же мысли такие у Якова имеются… до любого из `Чайковских` ему, во всяком случае, почти как до Трики. Пойду послушаю `Blowback`.

Nepopsa.ru

Быстрый и мертвый, или из экзотики в массы.
Наглядный обзор отечественной музыки стиля электро.

Еще пару лет назад любить электронную музыку было привилегией снобов и мажоров. Обычный фанат электро в жизни занимался каким-нибудь поп-клипмейкерством, а для души коллекционировал то, о чем другие не знали. Электронная музыка входила в микс его образа жизни наравне с лучшими сортами зеленого чая и марихуаны, стильными татуировками и интерьерами. Но тогда и электронная музыка означала Pizzicato Five, The Residents, Coil, Red Snapper, Stereolab, Laika - истинные ценители стиля расширят этот список по своему усмотрению. Теперь быть любителем электроники не сложно: она уже несколько лет как не экзотика. Западные электронные группы стали бывать у нас, и наши промоутеры вспомнили об отечественных опытах в этом стиле, которые, как оказалось, ведутся в России еще с начала девяностых.
Глава фирмы "Экзотика" Алексей Борисов все девяностые ездил по стране и обнаруживал на ее периферии - в Ижевске, Новосибирске, Калининграде - очаги электронной культуры. В 1999 году он начал ее массированно выпускать. Появились сборники "Расскажи Чайковскому новости". На данное время их уже четыре.
Ни один не претендует на то, чтобы составить приятный саундтрек к досугу слушателя. Они гораздо тяжелее, чем то, что стали издавать сейчас "Легкие" (саб-лейбл фирмы "Снегири", возглавляемой Олегом Нестеровым). Их участники не всегда укладываются в понятия вроде "изи листенинг" или "лаундж" (означающие расслабленную, коктейльную электронику). Прав Виталий Стерн, участник "Видов рыб" (одной из любимых групп издателей новостей от Чайковского): большинство отечественных электронных музыкантов вышли из панка, и в электро пришли через увлечение индастриэлом и хард-кором. Все дерганые и сумасшeдшиe, какой там лаундж.
Серия "Расскажи Чайковскому новости" хороша тем, что отражает состояние отечественной электронной музыки наиболее адекватно. Слушайте, и вы узнаете, что такое Ряба Мутант, E SHAK MMS, Nuclear Losь, Los Chicatilos, Оле Лукойе, Soda, Volga, F.R.U.I.T.S., Piezo и многие другие, кого на более попсовых сборниках "Легких" вы не найдете. Все в гомеопатических дозах, так что за здоровье опасаться не следует. В случае головной боли и прочих симптомов передозировки, переключайтесь на треки "Бурундук-квартета". Если поймаете себя на том, что поступаете так всякий раз - послушайте диск "бурундуков" под называнием "Фаршированная лошадь". Музыка "бурундуков" - редкое исключение на общем электромузыкальном фоне: живая. Поясню. Электронная музыка в классическом своем варианте означает любовь музыканта к чужим звукам, мелодиям и темам, воплощенную посредством аналогового синтезатора, семплера и компьютера. Вадим Сесюнин, один из "бурундуков", так и говорит: "Электронная музыка – это апофеоз постмодернизма. Потому что семплер - инструмент, обладающий единственной функцией, - заимствовать чужое". Потом из этого чужого в компьютере делается свое. Неудивительно, что сами электронные музыканты называют свою музыку"антигуманной" или "no soul" (термины принадлежат Стерну и Колядному), и в целом электро создается людьми мрачными, меланхоличными, не от мира сего. А у "Бурундуков", вот, все не так. Они и сами по себе парни бодрые. Про своего лидера, Александра Мерзлякова, говорят: "Он прожил нашу молодость еще в своем детстве". Называют свой родной Ижевск городом-курортом и советуют ехать туда лечить нервы. "Просто живешь там три дня, возвращаешься и месяца три спокойно работаешь". И в самом деле - бросить все, уехать в Ижевск... Музыка у "бурундуков" под стать - без умствований, со всеми модными тенденциями (от лаунджа до латино) и всеми пpисущими человеку эмоциями. Странно до ужаса - до воспоминаний о детских фильмах, где во всяких там электрониках просыпалось (или не просыпалось) человеческое. Вы сравните, например, засэмплированное (т.е. из "Десперадо" взятое) пение Сальмы Хайек у "Бурундуков" - и у Krivitsky. Кривицкий - музыкант теоретически подкованный, концептуально мыслящий. Судя по всему, идеальная музыка для него - мертвая музыка. Но концепция концепцией. А на практике в его творениях проявляется одна, но пламенная человеческая черта. Такая, что сразу понятно: из Ижевска Яков "эмигрировал" очень давно. Даром что, по его словам, сборник "Голова без всадника" на 90 процентов был сделан еще в Ижевске. Музыка Кривицкого, особенно на пластинке "Голова без всадника" - лучший саундрек к ссоре. Треке на шестом вас потянет сменить пластинку, но не поддавайтесь этому соблазну. Когда она пойдет на второй виток, ваша жизнь уже изменится бесповоротно. Но и по завершении сцены выключать ее не спешите. Она еще послужит вам - xолодным душeм. Музыка Кривицкого - это нарочито замогильный холод и неконтролируемая нервозность. Чувствуешь себя, как на кладбище с приведениями в полночь.
Ольга Кузнецова (Ozon.ru)
сентябрь 2001


E-mail: krivkriv@mail.ru
Hosted by uCoz